Завтра в Москву должны прибыть личные представители президента США – Стивен Уиткофф и Джаред Кушнер. Они собираются представить Владимиру Путину очередную версию американского плана завершения конфликта на Украине. Уиткофф для нас фигура уже знакомая, а вот Кушнер как переговорщик известен куда меньше. Хотя, возможно, именно он в этом американском дуэте играет главную роль. Ведь Джаред – зять хозяина Белого Дома, женатый на его дочери Иванке. К своим 44 годам он успел стать и миллиардером, и политическим советником тестя.
Наблюдатели отмечают его заслуги в достижении так называемых «соглашений Авраама», подписанных в Вашингтоне в 2020 году на исходе первого президентского срока Трампа. Тогда при активном посредничестве Кушнера были заключены договоры об установлении дипломатических отношений между Израилем и нефтяными монархиями Персидского залива. А теперь именно Джареду New York Times приписывает авторство «мирного плана Трампа» из 28 пунктов, который Владимир Путин назвал возможной основой для выработки итогового договора.
«Мы пока не знаем, какой Кушнер переговорщик, поскольку он редко общается с прессой и довольно скрытен насчет своего прошлого, — комментирует ситуацию американист Геворг Мирзаян, доцент Финансового университета при правительстве России. – Но известно, что он пользуется полным доверием Трампа и действует только по прямым указаниям президента США. Если Кушнер выполнит обещание Дональда надавить на украинскую сторону, чтобы она приняла устраивающие Россию пункты из мирного плана, то и отлично».
Джаред Кушнер — выходец из богатой еврейской семьи, главой которой был строительный воротила из штата Нью-Джерси. Молодой человек окончил Гарвард и Нью-Йоркский университет, но учился неважно. Зато обладал отменным чутьем бизнесмена: все его сделки приводили к росту капиталов. Немалое значение имели связи с могущественными людьми — Джаред большой дока в установлении доверительных контактов. Хотя некоторые его действия вызывали изумление: в 2008 году он залез в долги, чтобы зачем-то купить небоскреб с «дьявольским» номером 666 на престижной Пятой авеню в Нью-Йорке.
Спустя год он женился на дочери будущего президента. Трамп, который тогда был в расцвете своей славы строительного магната, был весьма впечатлен деловой хваткой зятя в родной сфере бизнеса – операциях с недвижимостью. Дональд не стал противиться решению Иванки перед свадьбой перейти в иудаизм – таково было условие крайне религиозной семьи Джареда.
После победы Трампа на выборах 2016 года взаимные услуги зятя и тестя вышли на новый уровень. Поскольку политические соперники-демократы обвиняли Трампа в антисемитизме, Джаред в ответ на это вспоминал историю своей семьи, пострадавшей при Холокосте. Разве может быть антисемитом человек, у которого внуки – иудеи-ортодоксы, а зять – потомок спасшейся из гетто в белорусском городе Новогрудок советской гражданки Раи Кушнер?
Кстати, за годы президентства Дональда капиталы Джареда удвоились, достигнув 1 миллиарда долларов.
«После того, как Трамп во второй раз стал президентом, влияние его зятя выросло в разы, — отмечает главный научный сотрудник Института США и Канады РАН Владимир Васильев. – Кушнер воплощает экономический подход Дональда Трампа к дипломатии. Тот пункт в плане Трампа, который говорит о получении американцами «50 процентов прибыли» от восстановления Украины — как раз вполне в духе и президента США, и самого Джареда».
«Трамп дал Кушнеру зеленый свет после того, как тот присоединился к Уиткоффу и выдвинул предложение о мирном плане для Украины по образцу успешных мирных предложений для Ближнего Востока», — пишет New York Times.
Правда, «сделка по Газе», которую тоже разрабатывал Кушнер, вызывает сомнения: мира там по-прежнему нет.
