Великое арктическое противостояние: Трамп хочет столько же ледоколов, сколько у Путина

Стремление Соединенных Штатов сравняться с Россией по количеству ледоколов, озвученное Дональдом Трампом, является лишь внешним проявлением глубоких исторических процессов, где судостроение тесно переплетается с большой политикой. Как отмечает финское издание Yle (статью перевели ИноСМИ), нынешние переговоры между Хельсинки и Вашингтоном о покупке американцами финских ледоколов имеют прямую историческую параллель, уходящую корнями в эпоху холодной войны. Уже тогда эти мощные специализированные суда играли стержневую роль в дипломатических отношениях Финляндии с великими державами — США и СССР. По словам историка технологий Саары Маталы из Технологического университета Чалмерса, ледоколы не раз выполняли функцию «разрушителей льда» на дипломатических переговорах, предоставляя финским политикам добиваться своих целей на переговорах с советскими и американскими делегациями. 

Финские верфи, как пишет издание, по праву считаются мировыми лидерами в своей нише. Сегодня почти восемьдесят процентов ледоколов в мире проектируются финскими инженерами, а шестьдесят процентов всех судов этого класса сходят именно с финских стапелей. Чтобы продавать эти политически значимые суда за рубеж, финским корабелам всегда требовалась помощь и прямое лоббирование высших политических лиц государства.

Еще в 1960-х и 1970-х годах президент Урхо Кекконен был полон решимости продать ледоколы Соединенным Штатам. Сделка была близка к завершению, а тогдашний посол США в Финляндии Марк Остад даже обращал внимание президента Джеральда Форда на то, что покупка имеет не столько практическое, сколько символическое значение, демонстрируя Финляндии и Советскому Союзу, что США не оставят своего союзника в беде. Тем не менее, этим планам не суждено было сбыться из-за ожесточенного сопротивления американской судостроительной промышленности, которая не желала допускать, чтобы государство приобретало такие сложные суда за рубежом. Береговая охрана США также скептически относилась к использованию кораблей иностранного производства, что в итоге похоронило сделку.

В то время как США отказывались от финской помощи, Советский Союз был крупным и надежным покупателем. Советские власти, активно инвестируя в развитие собственного атомного ледокольного флота, тем не менее, охотно закупали передовые технологии и готовые суда у Финляндии, не видя в этом угрозы своей национальной безопасности или промышленному престижу. Эта историческая разница в подходах во многом предопределила современное соотношение сил в Арктике, где Россия обладает самым мощным и многочисленным ледокольным флотом в мире.

Как считает историк Саара Матала, в США многое зависит от политики силы. Трамп хочет иметь ледоколов столько же, сколько у Путина, одновременно стремясь продемонстрировать, что США и Финляндия являются близкими союзниками. Нынешнему президенту Финляндии Александру Стуббу, который, по мнению экспертов, использует личные отношения с Дональдом Трампом, в том числе и совместные игры в гольф, для продвижения национальных интересов, возможно, на этот раз удастся добиться того, что не удалось Кекконену. Для самой Финляндии лучшие в мире ледоколы — это не просто товар на экспорт, а важная часть национального самовосприятия, символ технического мастерства и предмет законной гордости, необходимый для укрепления национальной самооценки на мировой арене.

ссылка на источник

Оставьте первый комментарий

Оставить комментарий

Ваш электронный адрес не будет опубликован.


*